Качество российского топлива, похоже, скоро станет именем
нарицательным. Мало того, что мы ежедневно заливаем в бензобаки
какую-то «бодягу», рискуя поломкой двигателя и топливной аппаратуры,
так ещё и платим за это немалые деньги. Особенно это удивительно на
фоне того, что Россия – крупнейшая в мире нефтедобывающая страна.
И в ближайшее время, похоже, на лучшее пока остаётся только
надеяться – в очередном отчёте Международного центра качества топлива
Россия числится лишь на 84-м месте в мире! Нас даже обогнали не только
цивилизованные страны Европы и Америки, но и такие государства как,
например, Фиджи и Уганда. Мало того, даже соседние Украина и
Белоруссия, которые делают топливо из нашей же нефти, оказались на 48-м
и 53-м местах соответственно. И смешно, и грустно.
Рейтинг IFQC (International Fuel Quality Center) строится на
содержании сера в топливе. Почему именно серы? Всё просто. Сера – один
из наиболее опасных компонентов сырой нефти и топлива. Смешиваясь с
кислородом и водой, сера образует кислоту, которая разъедает
металлические детали двигателя, уменьшая его ресурс.
Кроме того, при попадании в атмосферу оксиды серы вызывают кислотные
дожди. Но особенно опасна сера для современных дизельных моторов.
Во-первых, она резко снижает эффективность очистки отработавших газов,
во-вторых, сера осаждается на системах топливоподачи, выводя из строя
топливную аппаратуру, а её оксиды убивают отнюдь не дешёвый ТНВД.
Проблема, естественно, в стандартах и нежелании наших нефтяных
гигантов модернизировать оборудование перерабатывающих комбинатов. До
сих пор в России буксуют давно обещанные нормы Евро-3, в то время как
большинство двигателей европейских новейших машин уже вписываются в
Евро-5, а то и в Евро-6.
Так, например, на территории Европы содержание серы в топливе не
может превышать 10 частиц на миллион, то есть 0,001%, а в России этот
норматив – в 100 раз больше! И то, что такие же нормы приняты,
например, в Китае или некоторых африканских странах, нас вряд ли должно
утешать.
Что касается самого рейтинга, то лидеры здесь прежние – Германия,
Япония, Австрия и страны Скандинавии. Неожиданно провалились США – аж
на 44-ю позицию. А сильнее всего скакнула Марокко – на территории этого
африканского государства теперь действуют североамериканские нормы, что
незамедлительно сказалось на результате. Марокканское топливо оказалось
лучше, чем в США!
А нам остаётся радоваться, что мы превзошли хотя бы Сербию,
Черногорию и азиатские страны СНГ. Вот только от этого не легче, если
подумать о небывалой алчности наших добывающих компаний. При такой
добыче, как сейчас, запасов нефти в России хватит лишь на 15 лет.
Поэтому, видимо, все стремятся заработать как можно больше нефтяных
денег, чтобы набить карманы. Модернизация производства? Экологические
требования? А зачем, если это не приносит сверхприбыли? И если не
вмешается государство, ни о каком улучшении позиций в рейтинге IFQC не
может быть и речи.
|